Как известно, человека повсюду окружают запахи: дома это запахи еды, выпечки, бытовой химии и гигиенических средств. На работе – кофе, канцелярия, бумага, краска принтера или специфические запахи производства. В салоне авто нас сопровождает благоухание освежителя воздуха. В магазине аромамаркетологи вовсю стараются привлечь посетителя грамотно подобранными ароматами для коммерческой ароматизации помещений. В итоге мы ни на минуту не остаемся в покое от запахов. Но не все и не всегда люди одинаково воспринимают запахи. В том и заключается сложность для аромамаркетинга, что один и тот же аромат может вызывать в разных категориях населения различные реакции. Давайте заглянем немного за пределы общепринятого мнения о запахах и рассмотрим, как они влияют на наши эмоции и в целом воспринимаются людьми.
Вполне очевидно и давно доказано, что запахи способны влиять на эмоциональное и физическое состояние человека. В ароматерапии давно используют эти свойства эфирных масел. Стимулирующие ароматы повышают физическую и умственную работоспособность. Адаптогенные ароматы способны успокоить нервную систему и привести ее в порядок, снизить повышенное давление и наоборот – повысить низкое. Расслабляющие, успокаивающие ароматы способствуют расслаблению, удаляют страхи, тревожность, помогают заснуть, снимают стресс и напряжение. Но некоторые запахи способны увеличить внутреннюю агрессию, негативно повлиять на состояние человека. Путем проведенных экспериментов выяснилось, что спровоцировать этот процесс могут несколько факторов. В том случае, если:
- Человек ассоциирует определенный запах с возможной опасностью;
- Нервная система несовместима с конкретным запахом;
- Запах не соответствует обстановке или заданной ситуации;
- Запах связан с определенными негативными переживаниями в прошлом;
- Аллергическая реакция на источник запаха.
В ходе исследований было выявлено, что негативную реакцию вызывают вполне определенные запахи. В первую очередь это продукты горения (дым), пот, продукты питания, естественные выделения человека, продукты разложения и гниения, запах лекарств. Именно такие запахи – нежелательные, отталкивающие, способны повысить внутреннюю агрессию. При этом мужчины и женщины по-разному определяют отталкивающие запахи. То есть при оценке приятных ароматов – парфюмов, отдушек, ароматизаторов, происходит такой же процесс. Род деятельности в большей степени является причиной такого разделения мнения. Находясь в определенных обстоятельствах довольно часто, человек в своем сознании закрепляет негативную связь с определенными запахами. Но также влияет на выбор и структура темперамента человека, его темп реакции, ригидность. Люди уравновешенные, с низким типом реакции, интроверты склонны воспринимать отрицательные запахи менее эмоционально. То есть дурно пахнущие продукты одинаково не нравятся всем, но у спокойных людей этот запах не вызовет истерики и взрыва негативных эмоций.
При выявлении приятных ароматов, например, отдушек или дезодоранта, мужчины и женщины также по-разному оценивают их. Цветочные и фруктовые оказались в почете у женщин, а древесные и свежие – у мужчин. Такие ароматы влияют положительно на настроение и общее состояние человека.
Проанализировав полученные данные, можно сделать выводы, что люди с подвижной нервной системой (уравновешенные, спокойные, рассудительные) воспринимают запахи чаще позитивно. Поэтому и вызывают агрессию у них неприятные запахи гораздо реже. Одновременно такие люди приятные ароматы – отдушки и духи, воспринимают позитивно, что отражается благотворно на их настроении и физическом состоянии.